Метки

, , , ,

 

 

 

Уверен, вы уже устали от скучных обзоров типа «здесь у нас это, а там у нас то-то».
Предлагаю вашему вниманию рассказ с интригующим заголовком и не менее интригующим содержанием.

Вы, естественно, ждёте от меня целый мешок вранья и выдумок (я же Mac-юзер, что ещё ждать от такого в адрес альтернативной разработки)?

А вот и нет. Не доставлю я вам такого удовольствия.
Хотя, признаться, пока писал, эмоции переполняли.

В последнее время в сети много слухов как о новой операционной системе Apple, Mountain Lion, так и о предстоящем релизе новейшего детища редмондского софтверного гиганта. Речь о Windows 8. Похоже, нас ждёт очередное противостояние на фронте конкурентной борьбы операционных систем.

Я не люблю быть голословным в спорах типа «кто-кого», и когда вышла семёрка, я целый месяц, отбросив скепсис, пытался понять эту ось. Вот и на сей раз, с выходом пользовательского привью Windows 8, я не преминул хотя бы глазком взглянуть на новинку.

Умудрённый опытом, я не ждал ничего хорошего от этого релиза. И не ошибся, расценивая поднятую в интернете шумиху как PR-активность заинтересованных кругов.

Я решительно уверен, что W8 ждёт провал на рынке. Но прежде, чем обосновать свою уверенность, я бегло пройдусь по новинке с позиции даже не столько Mac-юзера, сколько позиции обычного человека, который столкнулся с новой ОС в первый раз, после покупки ноутбука в магазине, получив обновление корпоративного десктопа, или собственноручно обновив свой компьютер.

Поехали

Установка производилась на виртуальную машину. Технические подробности описывать не буду, это не интересно. Тем более, что на скоростных показателях заострять внимание я не собираюсь. Меня больше интересует юзабилити. И да, скриншотов тоже не будет. Их и так полно в сети. Я постараюсь дать только то что называется Pure Essence. Чистые впечатления.

1. Установка

Установка как установка. Но меня всё время не покидало ощущение, что я устанавливаю… Windows 95? Этот оттенок зелёного… От него у меня мурашки по коже. Благо потом я могу всё исправить. Самое парадоксальное в инсталляторе – отсутствие Metro-стиля. Ребят, что это? Скупость? Или нехватка времени?

Дойдя до этапа Personalize, я обрёл возможность изменить базовый оттенок интерфейса на оттенок серого. Угрюмо? По-рабочему!
А вот дальше неподкованного юзера ждёт настоящая засада. На этапе Sign in to your PC, Microsoft предлагает «активировать» и без того ВАШ компьютер неким вашим Microsoft-аккаутном. Для этого предлагается воспользоваться формой регистрации с вводом адреса электронной почты.

Но я не хочу вводить никакого e-mail! Дайте мне воспользоваться моим компьютером!
Суть засады в том, что неподготовленный пользователь просто не знает о новой концепции Microsoft о разделении аккаутнов на Локальный и Облачный. Я об этом тоже не знал. Но поразмыслив немного над содержимым экрана, пришел к выводу, что опция Local Account – это как раз то что мне надо. Угадал. Проблема даже не в том, что другой человек не догадается. Зачем вообще догадываться? Это игра? Но я не хочу играть в кошки-мышки. Я хочу воспользоваться, наконец, своим компьютером.
И вообще – слишком много трёпа на старте. Установка операционной системы моего Mac также включает этап персонализации, но его при желании можно смело «скипнуть», вернувшись к этому вопросу позже. Предыдущие поколения Windows также отличались лояльностью к пользователю.
Но теперь всё «по-новому», не так ли Microsoft?

2. Первый старт

После загрузки системы пользователь, наконец-то, увидит пресловутый Metro-интерфейс. Тут всё красивенько и новенько. И даже может вызвать прилив восторга у юзера. Все эти разноцветные «тайлы», пиктограммы и категории.
Но это ощущение быстро развеивается, стоит нажать на какой-нибудь тайл.

Иду в Photos. Там у меня ничего. Естественно. Но неестественно то, что я ничего не могу с этим поделать. Надпись на экране просит добавить свои фотографии, но вариантов, как это сделать, мне не предлагает. Ладно, это Consumer Preview, закроем на это глаза. Идём дальше, а точнее назад.
Ой, а как? Как мне вернуться? Опять «чухаю репу». Смекалка подсказала нажать клавишу Win (на самом деле это была клавиша Command, я же в виртуалке, помните?).
Это стало настоящим озарением. Как оказалось, теперь пользователю частенько прийдётся её нажимать. Ещё одна не очевидная концепция Microsoft.

Загрузка приложений томит быстротой. Да чего там загружать-то? Чёрный экран и пару надписей! Иду в Maps. Карты послали меня подальше.

О, Internet Explorer! Как я раньше его не заметил? Ща попробуем.
Строка адреса – внизу. Даже не знаю как к этому относиться. Наверное, смириться, или привыкнуть. MS исповедует подход «по-другому, лишь бы по-другому». И на этот раз она осталась верна себе.
Йой! Это Apple ругают за ограниченность продуктов? Вы Internet Explorer видели?
Кнопки Туда/Сюда – по разные стороны баррикад. Мило…
По-прежнему не пойму, в каком месте у Windows работают жесты? Может всё дело в виртуальной машине? Или мой Multitouch Trackpad Windows просто не понимает?
Ни один жест который работает в Mac, здесь не сработал. Ну и ладненько. Всё равно не вижу смысла.

Заметили, я уже «разогрелся». Вот-вот вспыхну гневом!-) Начну метать молнии и неприличные выражения;)
В действительности, я не знаю что мне делать – плакать или смеяться?
Лучше продолжу изложение.

Windows Store. Это должно быть интересно. При попытке установить приложение получил запрос на ввод Microsoft Account. Всё как в Mac App Store. Вот только WS до MAS ещё расти и расти.

3. Классика

Только подумал, что до сих пор нахожусь в Metro, как нажатием на тайл Desktop открыл для себя… «старую-добрую» Windows 7. Но я же покупал W8?-)
Ладно, идём в Пуск…
Что за чертовщина? Где мой Пуск? Там только IE (опять IE?) и Проводник.
Ладно, иду в Проводник. Запускаю… точно Win7. Только не нажимайте на эту маленькую стрелочку «вниз (или раскрыть)» в правом верхнем углу, сразу под кнопками управления окном! Иначе вас ждёт культурный шок, в лучшем случае. В худшем – рецидив «менюфобии».
Закройте, закройте её по-скорее!-)
Из «нового» – Quick Access Toolbar (ещё один провокатор будущих рецидивов).

Ха! А вот и классический IE. Жжжуткие полосы прокрутки (подозреваю, что это закос «под Metro»). Из хорошего – в полноэкранном режиме исчезают не менее ужасные бордюры вокруг окна приложения.

4. Win?

Хорошо, с Проводником и Internet Explorer’ом поигрались. Давайте-ка посмотрим на другие программы…
О ужас! Какие программы? Где они? Где их искать?
Верните мой Пуск!
Так, берём себя в руки. Глубокий вдох… выдох…
Клавиша Win!
Ура! Победил! Нажатие клавиши Win возвращает меня в Metro. Наверное, задумка в том, что бы каждый, кто пройдёт этот рубеж, почувствовал себя победителем. Я почувствовал.-)

Приложение Погода – ничё так. Симпатичное.

Меня начинают терзать догадки, что приложения в Metro закрыть (в классическом понимании) нельзя. Они остаются висеть. Все те, что были хоть раз запущены.

В Maps (да, на этот раз оно запустилось) строка поиска – сверху. Издеваетесь, да.
Должен отметить, что Metro – это примитивизм. Вот только почему он отнимает столько ресурсов?

Да! Программы тупо продолжают «висеть» в памяти. Меняется режим их отображения в тайлах. Но выход из программы не приводит к её завершению. Славненько.

Бедная клавиша Win. Тебе прийдётся не сладко. Производителям срочно нужно модифицировать свои продукты, «усилив» клавишу Win. Я не шучу. В Windows 8 её прийдётся нажимать постоянно. Так что забудьте про левую руку, поддерживающую вашу голову когда вы сёрфите в нэте. Теперь её «дом» – клавиша Win.

Наконец-то. Приложение Reader даёт мне доступ к файловой системе. Тыц, тыц… закопался. А как откопаться? Go Up, гласит надпись. Что? Надпись? А кнопка?
Я привык к кнопке! Microsoft, вы снова перекраиваете мой User Experience! Меня это раздражает! Каждый раз вы это делаете, снова и снова. Не даёте потребителю, и так уставшему от ваших «задумок», разобраться раз и на всегда, как всё устроено!

Приложение Music. Красиво. Сложно. Запутанно. Ничего не проигрывает. Так и не понял, как оно работает. Всё прыгает, скачет, раскрывается, скрывается… Поймите, Microsoft, мне некогда разбираться. Я хочу послушать музыку!

Так мне что, каждый раз теперь, чтобы запустить не-Metro приложение, прийдётся возвращаться в Классику, и наоборот?
WTF?

А как мне вообще запустить стороннее не-Metro-приложение?
Снова включаем смекалку.
А-а-а, нашёл! All Apps! Вызывается… нет, не клавишей Win*)
Для того, что бы запустить не-Metro-приложение нужно на главной странице Metro нажать правую кнопку манипулятора. Это вызывает всплывающую снизу панель, на которой и красуется иконка All Apps.
Нажимаю. Попадаю на экран, в котором все приложения разделены на две основные категории: Metro и не-Metro. Каждая категория делится на подкатегории приложений по «роду-племени».

А теперь поиграем. Не покидая All Apps, запускаем NotePad (классическое приложение). Теперь я хочу запустить Paint. Что я должен сделать? Правильно: Win > Правя кнопка > All Apps > Ищу Paint > Запускаю. И снова оказываюсь в Классике.
И так каждый раз.
Благо тут хоть можно по-настоящему закрыть приложения.
И вот в эту чехарду рядовому пользователю предстоит играть ближайшие два года. Минимум.

Нет, с меня хватит. Довольно. Назад в Mac. Фух.

А теперь выводы.

Вы можете злиться на мой тон изложения. Честно, я старался быть беспристрастным. Просто с Windows это не возможно. При «работе» с ней у меня резко портится настроение и поднимается температура.
А причина та же, что и во всех предыдущих версий Windows.
Эта операционная система как будто специально спроектирована так, что бы не дать человеку заниматься своим делом: работать, учиться, играть в игры, сёрфить в нэте.

Вот скажите, в чём базовая задача любой операционной системы? Если вы считаете, что ОС – это прослойка между пользователем компьютера и прикладным программным обеспечением, то ваши мысли совпадают с моими. Задача любой ОС – упростить разработку и эксплуатацию приложений (а значит и компьютера в целом), предоставив им унифицированный набор API, фреймворков и UI-элементов. Короче говоря, чтоб и разработчику было хорошо и юзер остался доволен работой своего компьютера.

Приложения – первичны. Это отлично понимают такие компании, как Apple.
В понимании же Microsoft, компьютер нужен человеку для того, чтобы ковыряться в операционной системе. И они прилагают все усилия, что бы ситуация и впредь не менялась.

Windows 8 не стала исключением в этом заговоре. Система глумится над юзером как только может. Всё кругом прыгает, крутится, вертится, исчезает и снова появляется.
И вот тут я подхожу к ответу на заданный мною вопрос – почему Windows 8 ждёт провал?

Ответ очень прост: «А потому, что вся эта пое..ень никому нафиг не нужна!» (ты смотри, таки выругался, извините;)

Давайте вспомним, где Microsoft извлекает наибольшую выгоду от продаж своей операционной системы? Правильно, – в корпоративном секторе. А корпоративным клиентам все эти «плиточки» в бреду снились. Им нужно посчитать балансы, состряпать презентацию, составить документацию и отправить всё это по почте. Им нужны Программы!
Плевать они хотели на ваши Metro!
Если им для выполнения повседневных задач прийдётся делать ещё на пять кликов больше на каждом шагу – они продадут свой Windows-ноутбук и купят Mac.
«Ха-ха-ха», скажите? – «Макинтошник распустил слюни».
А вот тут вы глубоко заблуждаетесь.
Это уже происходит. Проникновение Mac в корпоративный сектор Америки (вотчина всё-таки. Я про наше Зимбабве молчу) происходит такими темпами, что Microsoft скоро начнёт рвать волосы на лысой голове СамиЗнаетеКого.
Выпуск этого Consumer Preview только подтверждает нервозность действий Microsoft, так как текущий билд Windows – сырой-сырой.

Уже слышу возражения: «Эта версия Windows как раз нацелена не на корпорации, она разработана для рядового пользователя. К тому же, на пользователя уже купившего в дополнение к компьютеру планшет, или думающего таковой приобрести. Тут как раз всё уместно».

Извините, но рядовому Пользователю вся эта мишура из двух интерфейсов, кучи меню и бесконечных переходов туда-сюда также снилась в страшном сне! Тем более на планшете!
Рядовой пользователь хочет играть в игры, сёрфить в интернете, чатиться с друзъями, общаться по Скайпу, и ещё много чего. Короче, он тоже хочет «что-то делать», а не колупаться в бесконечных лентах разнообразных по цвету, форме и содержанию элементах пользовательского интерфейса!

Такова моя позиция в отношении новоиспечённой (точнее, недопечённой) операционной системы Microsoft.

Знаете, я бы рад оказаться не прав. Честно. Я был бы рад, если бы потребитель, привыкший к Windows, получал от работы с программами на компьютере под управлением этой операционной системой такое же удовольствие от процесса, как и потребитель, привыкший к работе на Mac.
Но увы и отнюдь. Я не могу за него порадоваться. Потому что интересы компании Microsoft не совпадают с интересами потребителей её продукции.

Самое шокирующее для меня во всём этом – это осознание того, что очень многие потребители, покупая компьютер даже не задумываются о таких вещах. Они заходят в магазин, смотрят на полки, «купленные» Microsoft (выражаюсь образно, но тем не менее достаточно точно, так как в лоббистских методах работы Microsoft усомнится только младенец), покупают ноутбук с предустановленной Windows и смиряются с тем, что есть. Как будто это само собой разумеющееся и единственно правильный выбор.
А те крохи из них, которые позже открывают для себя альтернативные платформы, наподобие Mac, и приходят в восторг от увиденного, автоматически получают клеймо «фанбоя», «чёкнутого макинтошника», или что похлеще. А ведь они просто рады сбросить камень с шеи!

Вот она, горькая правда потребительской жизни.

А напоследок хочу пожелать вам непременно хорошего настроения и чёткого понимания, – какой вам нужен компьютер, а главное – зачем.